Однако одуванчик не только радует нас своим видом, он с глубокой древности используется как очень ценное лекарственное средство. И не только лекарственное. Без него не обходится ни один любитель зеленой кухни, особенно за рубежом.
Научное определение рода Taraxacum происходит от греческого tarache — «волнение». Вероятно, обусловлено оно способом распространения одуванчика: достаточно бывает слабого дуновения ветерка, и парашютики-пушинки быстро покидают свою корзиночку. Существует и медицинская версия о научном наименовании этого рода, по которой Taraxacum происходит от греческого слова taraxis («взбалтывание»): так врачи в средние века называли одну из болезней глаз, которую лечили млечным соком одуванчика. От этого средневекового названия, как утверждает профессор А. Ф. Гаммерман (1963), в народе до сих пор сохранилось выражение «таращить глаза». Впервые слово Taraxacum встречается у Фухса и Геснера — европейских ученых XVI в. Какая из догадок о наименовании рода ближе к истине, судить трудно, по-видимому первая. Но дело не в этом. Важно то, что всем нам близкий шелковистый одуванчик издавна привлекал внимание люден и употреблялся ими как целительное средство от недугов и болезней. И потому никак не следует относить его в разряд сорняков, а тем более беспощадно уничтожать.
Во многих местах Руси одуванчик прозывают «подойничком», так как его сок по цвету напоминает молоко. Названия растения «придорожь» и «полая трава» тоже очень наглядны. Но откуда «плешивец»? Оказывается, из-за голого ямчатого цветоложа: сдунешь семянки с парашютиками — и вдруг оно становится «плешивым». О наиболее распространенном прозвище растения — «одуванчик» — имеется легенда. В давние времена на берегу Большой реки была маленькая деревушка. На самом ее краю стоял крошечный домик, похожий на теремок. В нем жила миловидная девочка. Она пасла козу и торговала молоком. В зеленом платье и золотисто-желтой косынке она с деревянным подойником обходила дома и каждому, кто желал, наливала молока в кувшин. Девочка была похожа на добрую фею. Веселая и улыбчивая, она для каждого находила доброе слово и каждому приносила благую весть: желала здоровья больным, мирила повздоривших супругов, а девушкам предсказывала скорое и счастливое замужество. Может быть, поэтому ее всюду и ждали с нетерпением, ибо ее приветливая улыбка несла солнце и весну даже в самые мрачные дома. Люди прозвали ее за это Молочницей-Отдуваночкой, так как она «отдувала», отгоняла от них тяжелые мысли и плохое настроение. Прозвище это звучало так мило, что ничуть не обижало девочку.