— Итак, — после небольшой паузы вновь заговорил он, — узнав маленькие тайны наших зеленых друзей, начинаешь восхищаться ими и любить всей душой. А полюбив, понимаешь, что они — наши первые помощники в созидательном труде и жизни с ее радостями, печалями, огорчениями. Мы можем спокойно доверять им свои тайны, думы, сомнения, а главное, можем мысленно беседовать с ними, как с любимым человеком, «по душам». Причем с одним растением — о превратностях судьбы, с другим — о живописи, музыке, литературе, с третьим — о здоровье и медицине, с четвертым — о звездах, луне. И со всеми вместе — о любви к самому дорогому на Земле — к человеку, к Матери-Природе и Матери-Родине. Вы все, слушающие меня, удивляетесь этому. Но не удивляйтесь! Это действительно так. С существом, которое любишь глубоко, по-настоящему, можно говорить обо всем. Проникшись к травам и цветам неподдельной любовью, приобретаешь такого друга, которого не скоро отыщешь среди людей. Этот друг безмолвен, но в его молчании чуткое сердце услышит музыку зарождающейся и обновляющейся жизни, музыку великой любви, разлитой в природе, и обретет гармонию с ней. Ведь когда люди горячо любят друг друга, они больше молчат, их души и сердца настроены в унисон, а слова им чаще мешают; то же происходит между человеком и той травкой, которая полюбилась ему. Древняя восточная мудрость уверяет, что в сердце каждого человека цветет свой цветок, имеющий свою, присущую только этому человеку, окраску, свой аромат, свои привычки и даже «характер», и его называют «цветком души». Этот цветок не увидишь, к нему не прикоснешься, не ощутишь его запаха. Но то, что он есть в тебе, можно почувствовать только находясь наедине с природой. Почему? Да потому, что на зеленом ковре планеты каждый человек имеет любимого им зеленого друга, который импонирует его душе и характеру…
И он был прав, наш Лесной Гном. У Ж.Ж. Руссо, например, любимым цветком был голубой, как небеса, барвинок; у П. И. Чайковского и М. Ю. Лермонтова — белоснежный, серебристый ландыш; у И. С. Тургенева и И. В. Гёте — царственная роза. А. К. Толстому нравился грациозный задумчивый колокольчик, Л. Н. Толстому— упрямый колючий татарник (репей). А. А. Блоку импонировала нежная белая лилия; А. Н. Апухтину и Д. Н. Кайгородову — синеокий, немного грустный василек; С. В. Рахманинову и М. А. Врубелю — душистая и чистая, как первая любовь, сирень. Знаменитый философ И. Кант любил скромную с лазоревыми очами веронику. Ее цветок напоминал ему космос в миниатюре. А вот И. А. Бунин обожал полевые цветы; они же нравились замечательным иллюстраторам русских народных сказок В. М. Васнецову, И. Я. Билибину и нашему современнику поэту Н. М. Рубцову. Эта любовь к цветам и травам присуща большинству людей. Она способствует раскрытию «цветка души», обогащает духовный мир человека к какому бы званию и сословию он ни принадлежал.